16+
Выбирай узнал, что…
Все новости


 

Формула номер один

10 октября 2014 года

Формула номер один

Формула 1 проходит в Сочи, ровно в том месте, где полгода назад проходили главные события зимней Олимпиады.
Все началось ещё в императорской России. В 1913, а затем ещё раз в 1914 году, за несколько месяцев до начала Первой мировой войны около Санкт-Петербурга провели гонки на Большой Приз – фактически прообраз Королевских гонок. Война и смена режима перечеркнула развитие автогонок, а в Советской России заговорили о Королевских автогонках только спустя полвека. Сам Экклстоун в 1980-х приезжал на встречу с Брежневым, мечтая провести Гран-При СССР в Империи зла. Не сложилось, хотя реальные планы строились на 1983 год, когда советский этап входил в предварительный календарь чемпионата. С развалом Империи зла, как величали Советский Союз на Западе, речь о строительстве пригодного автодрома стала звучать все чаще. Первый проект датируется 1987 годом. Это был первый подмосковный проект, который предполагал размещение трассы для Королевских гонок в Тушино. Затем было ещё несколько проектов в окрестностях столицы, но все они так или иначе оказывались нереализованными. Помимо Москвы проектировщиков российских трасс привлекал Санкт-Петербург, Ярославль и Тула. Впрочем, больше всего шансов все равно оставалось у столичных проектов, потому что только Москва обладала громадными ресурсами, необходимыми для строительства дорогой и сложной трассы. С 2000-х в Москве стали регулярно проходить различные промо-мероприятия, вроде Moscow City Racing, во время которых болиды гоняли вдоль стен Кремля. Город стремительно двигался к строительству автодрома и принятию первого российского гран-при. Но потом случилась Олимпиада. О Сочи, где кроме захудалого картодрома в горном селе, никогда не было приличных трасс, вдруг заговорили в контексте Формулы 1.
Впервые такая мысль прозвучала в 2008 году, то есть на следующий год после того, как Сочи был выбран столицей Зимней Олимпиады. Речь шла о так называемом постолимпйиском наследии. Олимпийскую сочинскую заявку сильно критиковали по поводу того, куда якобы денутся дорогостоящие объекты после Игр. Тогда и стали прощупывать почву – как можно будет использовать инфраструктуру Олимпийского парка? И уже в 2008 году были озвучены конкретные планы: Формула 1 пройдет в России в 2014 году. Изначально, из уважения к долгоиграющим проектам московского автодрома, ещё оставался выбор между столицей административной и столицей южной. В частности определенную надежду московской заявке оставлял проект Moscow Raceway в Волоколамском районе. Это был своеобразный финал, который тянулся два года. Но в 2010 окончательный выбор пал на столицу Олимпиаду. В октябре, ровно за 4 года до старта первого в истории Гран-При России, был подписан договор между представителем Центра передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега» и Берни Экклстоуном. За подписантами наблюдал в то время премьер Владимир Путин. Соглашение было подписано на 7 лет, то есть до 2020 года и подразумевало продление на 5 лет. Иными словами перспективы были и были впечатляющими. Но сначала надо было провести Олимпийские
Игры. Проблема строительства автодрома наложилась на проблемы строительства Олимпийского парка. Поскольку все работы велись параллельно, да к тому же в непосредственной близости от жилых районов, возведение конструкций постоянно сопровождалось конфликтами и накладками. Тем более приоритет отдавался олимпийской стройке, поэтому вопросы Формулы 1 откладывались на второй план. Уже тогда стало понятно, что инфраструктура за пределами парка будет возведена до начала Игр, а внутри парка будет доделываться стахановскими темпами после февраля 2014 года. В связи с этим и в календаре чемпионата был выбран октябрь — месяц, позволявший работать над завершением строительства ещё полгода.
В июле мировые СМИ начали активно муссировать слухи о том, что российское Гран При могут отменить. Причина — санкционная война. Но дирекция Формулы 1 практически сразу же пресекла эти разговоры. Уж если Экклстоун был готов провести F1 в Советском Союзе, в далеко ещё не перестроечной стране образца 1983 года, то никакие инсинуации, вызванные кризисом на Украине, точно не смогли бы отменить российский дебют.
Автодром
За три года, с 2010 по 2013 удалось построить паддок и трибуны, а в апреле 2013 трассу посетил Себастьян Феттель. Он осмотрел проект, оценил схему автодрома и обещал вернуться. Что он и сделал в августе 2014 года, заодно опробовав трассу. Он остался довольным, отметив, что трасса полна опасных виражей и что она довольно быстрая.
Выиграв борьбу у Москвы, власти региона принялись думать, кто будет строить сочинский автодром. Нужен был авторитетный специалист, которому доверяют в мире Королевских гонок. Таких, на самом деле, очень немного, поэтому выбор был практически предрешен в пользу Германа Тильке — немецкого архитектора, который за последние 15 лет построил и строит практически все новые трассы Формулы 1 — от шанхайской в Китае до Трасса Америк в штатовском Остине. Всего их около 65, 25 из которых являются топовыми. Говорят, чтобы в современном мире получить лицензию на проведение этапов F1, нужно только две вещи — чтобы у вас было достаточно денег и чтобы её построил Герман Тильке. Главной характеристикой трасс от Тильке являются длинные разгонные прямые, которые сменяются резкими широкими поворотами, пригодными для обгонов. Такие конструктивные особенности служат зрелищности. Сочинская трасса именно такая — широченная, с длинными затяжными поворотами, которые огибают периметры олимпийских стадионов.
Это единственный в мире автодром Формулы 1, имеющий постоянную городскую трассу. Правда, с оговоркой. Использоваться круглогодично она не будет. Дело в том, что архитектурно трасса разбита на две части. Одна – стационарная, расположенная за пределами Олимпийского парка. Здесь находятся паддоки, главные трибуны и подтрибунные помещения. Эту часть трассы закольцуют, и она будет пригодна для проведения российских чемпионатов и кубков кольцевых гонок. Вторая часть – собственно та, которая выдается в Олимпийский парк – она будет открываться только для гоночного уикенда Формулы 1, а остальное время закрытым, а его территория станет неотъемлемой частью курортного комплекса, в который вписывается Олимпийский парк. То есть фактически Sochi Autodrome сможет принять только одну крупную международную гонку — F1, в уикенд которого проходят также заезды G2 и G3. Остальные международные серии принимает, кстати, новенький Moscow Raceway, который после небольших корректировок может принять и F1. Поскольку в Москве определенно больше поклонников Королевских гонок, да к тому же волоколамская трасса стоит всего $5 млрд., тогда как сочинская — $7,8 млрд., следует принимать южный автодром политическим проектом, одним из способов решения проблемы постолимпийского наследия.
Следует отметить, что строительство трассы нанесло довольно серьезный урон постолимпийской курортной лихорадке. Заборы посреди самых вкусных зон Олимпийского парка, постоянно меняющаяся логистика, вереницы камазов, отсутствие банальных табличек вызвали много нареканий, в том числе, например, у Ильи Авербуха, продюсера ледового шоу «Огни Большого города», которое шло все лето в одном из стадионов олимпийского парка. Из-за стройки шоу пришлось свернуть раньше намеченного срока. В последующие годы конфигурацию трассы вероятно, изменят, чтобы она не захватывала половину Олимпийского парка, как это происходит сейчас.

Из мира цифр
Какая она, сочинская трасса? Начнем с того, что по форме она напоминает немного серп, который наряду с молотом когда-то был гербом СССР. Впрочем, у кого-то схема автодрома ассоциируется с другими предметами. Максимально допустимая скорость для трассы – 320 км/час, которая достигается на прямом отрезке 650 м. Средняя скорость трассы – 215 км/ч. Протяженность – 5853,7 метра, которые преодолеваются в среднем за 215 км/час. Сочинская трасса — третья по длине и уступает только бельгийской и британской. Трасса содержит 12 правых и 6 левых поворотов, которые преодолеваются по часовой стрелке. Круг преодолевается за 96,9 секунд. От старта идет длинная разгонная, которая сразу же позволяет набрать большую скорость. Ещё одна отличительная черта – трасса плоская, на ней практически отсутствуют малейшие подъемы и спуски. Это тем более удивительно, что автодром расположен в Сочи, где трудно найти ровные участки. Зрелищность при отсутствии перепадов высот снижается, но при таких разгонных прямых они могли бы стать создать серьезные риски для пилотов. Гран-при Россиия является 16-м этапом, расположенным между японским и американским этапами.
Про билеты
Билетная программа довольно бюджетна, хотя дороже, чем, например, турецкий или венгерский этапы, которые считаются одними из самых недорогих для зрителя. Билеты продавались сразу и только на 4 дня. Первый, четверг включал осмотр пит-лейна, три остальных — просмотр гонок и квалификаций. Помимо спортивной составляющей, организаторы устраивают приятные бонусы, вроде концерта Ленни Кравица. Минимальная стоимость — 5000 руб., за эти деньги можно было купить билет без посадки, что позволяло не садиться на одну трибуну, а смотреть заезды с периметра Большого Ледового дворца, чей стилобит позволяет видеть примерно треть трассы. Их выкупили в первую очередь, так что уже за месяц эти билеты отсутствовали в предзаказе. Зато оставались билеты на трибуны. Минимум за гоночный уикенд стоил 11 000 руб. Максимум — 30 500 руб. для трибун и 108000 руб. - для лож. Всего было 5 трибун, одна из которых была названа в честь российского гонщика F1 Даниила Квята. Хотелось бы, чтобы хоть на домашней трассе уфимский гонщик одержал бы победу.


↑ Сейчас
Формула номер один
Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также

ТОП-5 интересных туристических направлений по России

Отдыхать никогда не рано и, если у вас выдалась неделька отпуска в марте, то почему бы не провести ее вдали от дома в одном из удивительных уголков России

2 марта 2023 года