15 мая 2015 года
Что может объединять художницу, волейболистку, специалиста по рекламе и судмедэксперта? Только любовь. Любовь к авиации. Они такие разные, но увлечение у них одно – Небо и Самолеты. Именно с большой буквы, потому что для них это не обыкновенные слова, а нечто большее – едва ли не сама жизнь.
Единственная в России женская пилотажная группа «Барсы» в Сургуте появилась недавно. До лета 2014 года о ней вряд ли кто-то слышал. Сейчас эта группа стала более известна, по городу развешаны плакаты с изображениями «барсов», и у летчиц уже появилось свое прозвище – «дневные ангелы».
Глядя на этих хрупких девушек, и не поверишь, что сейчас они сядут за штурвал и превратятся в настоящих пилотов. Небо – это их стихия, а самолет – их жизнь. И сейчас «барсы» не представляют, как до прошлого лета обходились без него.
А ведь летом-2014 на шесть заветных мест претендовало множество девушек. Пробоваться в пилотажную группу приходили 120 представительниц прекрасного пола. Но вот удержаться в небе смогли не все. Ведь помимо простого желания летать, нужно ещё как минимум побороть свой страх.
– Страх есть у всех, – говорит заместитель командира пилотажной группы Елена Коваль. – Встречаются люди в авиации, которые не боятся, но такие, как правило, долго не задерживаются. На самом деле, инстинкт самосохранения должен быть, и доля страха должна присутствовать. Это своеобразный контролер. Страх сдерживает, дисциплинирует, ты понимаешь всю ответственность. К тому же мы не просто спортсмены-индивидуалы, у нас задача – летать в пилотажной группе, мы несем ответственность друг за друга, за членов команды, и одно неверное движение может обернуться трагедией, причем не только твоей.
Чтобы профессионально и виртуозно выполнять самые сложные фигуры высшего пилотажа, спортсменки будут тренироваться не меньше четырех лет. Но уже сейчас, за восемь месяцев, они добились колоссальных успехов, каждая с легкостью справляется с учебно-тренировочным самолетом ЯК-18Т. На очереди новый тип спортивно-тренировочного самолета – Як-52. Инструкторы говорят, что такие быстрые победы девушки одерживают из-за огромного желания летать.
– Одних способностей мало, – добавляет Елена Коваль. – Без желания – это как фитнесом заниматься. Можно месяц походить, а потом тебе надоест, или ты несколько раз проспишь, и больше не вернешься. Здесь нужно действительно сильно любить авиацию, чтобы достигнуть такого результата.
И ради этого результата девушки готовы бросить все. Как они сами признаются, если бы в неделе было восемь дней, они бы все это время проводили в небе. Если выдается летная погода, «барсы» спешат на аэродром. Они готовы тренироваться весь день – с семи утра и до заката солнца. Вместе летчицы изучают метеорологию, аэронавигацию, аэродинамику и, конечно, вместе парят в небе. Но это только начало.
– Мы будем рисовать в небе. Пилотирование – не просто вид спорта, это искусство, – считает Елена. – Это действо зрелищное и захватывающе красивое! Это как фигурное катание, только в небе и на самолете…
Евгений Барсов, владелец аэродрома Баровая, создатель пилотажной группы «Барсы»:
- Небо — увлечение всей нашей жизни. Любыми способами мы пытаемся привлечь людей к авиации. Женщины, девушки - это самое лучшее, что может быть в России. И уже сейчас наши «Барсы» пилоты, за полгода они научились самостоятельно управлять самолетом.
Мы хотим в будущем построить завод и впускать спортивные самолеты, самые лучшие в мире. Оказывается создать самолет легче, чем пройти всю эту бюрократическую цепочку. Уже год мы идем по этому пути.
Иван Барсов, командир пилотажной группы «Барсы»:
- Когда я первый раз пролетел на самолете, мне не понравилось, было страшно. Но тогда я был слишком мал, чтобы оценить всю красоту неба. А потом в моей голове что-то произошло и я захотел летать. «Барсы» - настоящая команда. Девочки схватывают все на лету и очень быстро всему учимся. У нас никогда не возникает проблем, потому, что у «Барсов» есть общая цель — научиться профессионально летать. Это нас сближает и делает даже не друзьями, а настоящей семьей.
Елена Коваль, заместитель командира пилотажной группы «Барсы»:
– Я с 13 лет мечтала стать пилотом. Просто по разным обстоятельствам у меня это не получалось. Мне всегда авиация нравилась, казалось романтичной, свободной, независимой. В этом есть свой шарм. Мне кажется, любой пилот в авиации чувствует свободу. Просто у всех она выражается по-разному. Кто-то освобождается от рабочих проблем, кто-то – от личных, свобода очень многогранная. Полет – это неподдельное счастье, детский восторг. Это как зависимость, как любовь. Любой полет вызывает душевный трепет, по телу бежит дрожь, ты предвкушаешь, что будешь свободен как птица, можешь делать все что угодно, лететь вверх, влево, вправо – хоть куда!
Надия Курмаева, специалист по рекламе:
– Когда меня посадили в самолет и прокатили, это было ужасно страшно и неожиданно. Мне сказали: «Подумайте». Но когда я вернулась домой, поняла, что даже думать не буду, и приду! Это то, с чем ты в принципе не можешь столкнуться в повседневной жизни. Каждый полет происходит по-разному, несмотря на то, что садишься в один и тот же самолет и делаешь все по инструкции. Когда я боюсь, я стараюсь собраться внутри себя, бывает ужасно страшно, но я думаю о том, что рядом может никого и не быть, а лететь все равно нужно. Сама себя подбадриваю и успокаиваюсь. Мы – единственная женская пилотажная группа, и должны быть примером!
Снежана Игнатенко, художница:
– Меня всегда привлекало небо своим могуществом, идеальностью. Оно такое разностороннее. В авиации я нахожу нечто творческое. Когда я пришла на аэродром, то увидела, насколько все болеют авиацией, и сама заболела ею! Когда человек чем-то увлечен – это самый потрясающий человек! В одном слове «авиация» столько смысла! Авиация – это когда самолет становится другом. Это как наездник и лошадь. Они напарники, одно целое, а крылья – это продолжение твоих рук. Это любовь! И у нас замечательная группа, мы все очень разные, но нас объединяет тоненькая нить. В авиации сейчас я нахожу свою жизнь.
Таисия Бондаренко, волейболистка:
– Мне позвонил папа и спросил: «Хочешь пойти в пилотажную группу?». Я приехала на аэродром, села в самолет, и началось что-то неимоверно прекрасное! Мне так сильно понравилось, что теперь аэродром для меня на первом месте. Мне нравится, как кардинально поменялась моя жизнь. Я хотела стать экономистом, а теперь не представляю себя без авиации общего назначения. Страх, конечно, есть, я часто боюсь, что забуду что-то открыть или закрыть, проконтролировать температуру масла, но со мной рядом инструктор, он подскажет если что. Особенно страшно в ветряную погоду. Чтобы не бояться во время полета, я про себя напеваю какую-нибудь песню. А когда успокоюсь, испытываю чувство возвышения, мне гораздо лучше, чем на земле. В небе я – пилот!
Надежда Долганова, мастер спорта по парашютному спорту:
– Парашюты и самолеты – это развитие, что-то новое, интересное, экстремальное, яркое, иллюзия свободы. Правда, в авиации, в отличие от парашютного спорта, больше ответственности за команду. И за самолет в том числе – ведь он тоже имеет сердце. Когда проходит страх, ты начинаешь получать удовольствие от того, что происходит. Это приятное ощущение. Ты перестаешь волноваться и замечаешь детали. Мне нравится наша команда за то, что мы все такие разные и можем обменяться опытом. Конечно, на личную жизнь остается меньше времени, но общение с близкими становится более насыщенным. Хочется поделиться эмоциями.
Виктория Филиппова, судмедэксперт:
– Честно говоря, я много мечтала об этом, и думала, что это неосуществимо. И вот однажды мой молодой человек спросил: «Хочешь летать?». Я отпросилась с работы и поехала на аэродром. У нас в группе я – главный перестраховщик! Проверяю все несколько раз! Могу что-то долго делать, пока в голове не произойдет какой-то щелчок, и тогда все будет легко. Сложнее всего мне даются физика и математика. Я всегда была далека от этих наук, а теперь оказывается, что без них никуда! Казалось, вот ты достиг определенного возраста, у тебя есть профессия, работа, а на аэродроме ты опять новичок и всему нужно учиться… Есть много прекрасного в жизни, но быть внутри самолета ещё прекраснее. Каждый из нас хотел бы видеть просторы с высоты птичьего полета, бесконечное и бескрайнее небо.