Проект "Сделано в Югре" знакомит с местными производителями
29 апреля 2019 года
«Отсель грозить
мы будем шведу...»
Гидротрак –— уникальный покоритель югорских болот и непроходимых сугробов. О создании, разработке и преимуществах поделился с нами создатель и конструктор Андрей Леонидович Чефранов.
На одном из технических форумов, где мы обсуждали машину с энтузиастами-вездеходчиками, кто-то назвал наш вездеход помесью шведского BV 206 «Лось» и японской Ohara. Нам это сравнение понравилось, доля истины в этом есть… Но обе эти машины имеют худшие по сравнению с гидротраком показатели проходимости, и «Охара» к тому же не плавает.
При создании нашей машины была поставлена задача: везти 2 тонны груза по глубокому снегу и болотам 2-й и 3-й категорий, переплывать водные преграды на обширных территориях ХМАО и ЯНАО.
Толчком к идее послужила аварийная ситуация на экспортном трубопроводе, которая возникла у предприятия «Салым-Петролеум». Работы по устранению аварийной ситуации, которая грозила экологической катастрофой, нужно было провести летом в болоте 3-й категории. Когда техника выдвинулась к месту, а пройти надо было всего лишь 10 км, 80% техники не дошло… Про эту героическую операцию снят фильм, который можно посмотреть в «Ютубе» — «салым петролеум 31 км».
На настоящий момент наш гидротрак — продукт гаражного творчества, но в котором реализованы перспективные идеи вездеходостроения. Тут можно позволить себе одно философское рассуждение на тему гаражей. Вот наше государство озадачилось идеей технопарков. Многие мои товарищи, наверно, помнят те времена из детства и юности, когда найдешь себе маленький уголок в квартирке, на балконе или ещё где-то, как-то пристроившись, что-то паяешь увлеченно, конструируешь и т. д. Жалко, что тогда не было гаража… А ведь «Макинтош», IBM — продукты так же гаражного творчества! Надо торопиться с технопарками…
Конструкции и технические характеристики гусеницы трактора 1930-х годов и гусеницы вездехода 1980-х годов почти не отличаются — это узел, собранный из тяжелых, шарнирно сочлененных между собой стальных звеньев. У такой гусеницы большая масса, она рассеивает много энергии, интенсивно изнашивается. В течение пятидесяти лет технический прогресс не влиял на изменение гусениц вездеходов, находящихся в серийном производстве в России. Поэтому укоренившееся в сознании многих ученых и конструкторов мнение о неперспективности гусеницы как движителя привело к тому, что в настоящее время специалисты сосредоточились в основном на совершенствовании конструкции тракторных колес.
В то же время, если посетить выставку сельхозтехники, можно обратить внимание на то, что 40% сельхозмашин представлены на гусеничном ходу. Правда, гусеницы современной конструкции резиновые, легкие. В нашей стране не производятся. Аграрии говорят о том, что современный гусеничный трактор сам платит зарплату механизатору, расход топлива на 30% меньше, так как меньше буксование!
У нас простая конструкция легкой гусеницы собственной разработки. Пришли мы к ней не сразу, было 5 неудачных попыток. Сейчас с этим у гидротрака все здорово! Давление на грунт — 0,06 кг/см2, это лучший показатель среди серийно выпускающихся машин! Для сравнения МТЛБ — 0,3 кг/см2, «Витязь» — 0,22 кг/см2!
Теперь о ещё одной идее, которая успешно реализована, — гидростатическая трансмиссия из российских комплектующих.Помощь и консультации в её создании нам оказывал Алексей Гринкевич, создатель известного вездехода «Тром 8».
Позволим немного отступить и пояснить, почему его помощь была для нас очень важна. Из-за инвестиционной ограниченности «нашего российского пирога» очень тяжело стало общаться с заводами-производителями различных деталей, трудно найти специалиста по гидравлике и в институтах…
Такое впечатление, что все сдано в аренду, а что не сдано — это ВПК или «идите вы в BOSH». Только спустя неделю общения появляется возможность достучаться до какого-нибудь дедушки, который стоял у истоков и который может обьяснить физический смысл шифра запчасти в каталоге! Реально есть подозрения, что на дедушке может все прерваться, а все менеджеры уйдут на курсы «как учиться бодаться и делать фото в Instagram».
И тем не менее, в чем суть и почему гидростатическая трансмиссия: cерийно выпускающиеся сегодня гусеничные вездеходы в нашей стране — разработки 50-х годов! Их несовершенная конструкция ступенчатых механизмов поворота с фрикционными элементами управления, работающими всухую и характеризующимися плохой управляемостью, растрачивает впустую энергию мотора! В этой машине едешь, и ассоциации в голову приходят: едешь на войну!
При таком способе поворота уменьшение скорости вращения ведущего колеса отстающего борта обеспечивается буксованием фрикционного элемента и рассеиванием энергии. Во всем диапазоне поворота КПД ступенчатого механизма изменяется от 1 до 0,65, то есть до 35% передаваемой энергии может рассеиваться в механизме поворота при нефиксированном радиусе поворота. Производители вынуждены ставить на свои машины огромные моторы с большей мощностью, с огромным расходом топлива!
Наша трансмиссия работает очень плавно и очень точно, позволяет с первых секунд двигаться мощно и плавно, не боясь заглохнуть, без рывков, позволяет бесступенчато изменять силу тяги в соответствии с изменениями сил сопротивления и плавно поворачивать машину без рассеивания энергии в механизмах поворота. Это решение позволило значительно повысить эксплуатационную эффективность и технический уровень.
Так как трансмиссия гидравлическая, то мы имеем полную свободу в планировке и предназначении гидротрака — это и различное навесное гидравлическое оборудование: буровая установка, фреза для рекультивации, отвал, экскаваторная навеска, электрогенератор и другое с высокой энергонасыщенностью!
Сочетание гидростатической трансмиссии, двухсекционной схемы машины и гусеницы из легких высокопрочных материалов с оптимальной площадью опорной поверхности позволяет говорить об уникальности гидротрака.
Также это сочетание обеспечивает экологическую совместимость системы «движитель — почва»! Снижено отрицательное влияние на почвенный покров и подрост лесотундры гусеничного движителя с малым давлением в сочетании с трансмиссией, обеспечивающей плавный бесступенчатый поворот машины.
Гидротрак не оставляет следа в тундре, лишь слегка примятые кустики, которые спустя день опять выпрямляются.
Представьте себе ситуацию, когда километров за 150 от дороги в условиях топких болот нужно проехать к ЛЭП или трубопроводу для текущего обслуживания или ремонта, по пути пересечь множество речек.
«МТЛБ» летом по болотам ХМАО и ЯНАО не едет, этим машинам даже запрещено выезжать до наступления устойчивых морозов. Вертолет? Очень дорого.
Мы хотели создать машину, которая будет выполнять подобную работу эффективней и надежней традиционных гусеничных машин. Гидротрак — машина с перспективными техническими решениями, позволяющая экономить деньги и беречь природу.