16+
Выбирай узнал, что…
Все новости


 

Гидротрак - перспектива вездеходостроения

Проект "Сделано в Югре" знакомит с местными производителями

29 апреля 2019 года

Гидротрак - перспектива вездеходостроения

«Отсель грозить
мы будем шведу...»

Гидротрак –— уникальный покоритель югорских болот и непроходимых сугробов. О создании, разработке и преимуществах поделился с нами создатель и конструктор Андрей Леонидович Чефранов.

На одном из технических форумов, где мы обсуждали машину с энтузиастами-вездеходчиками, кто-то назвал наш вездеход помесью шведского BV 206 «Лось» и японской Ohara. Нам это сравнение понравилось, доля истины в этом есть… Но обе эти машины имеют худшие по сравнению с гидротраком показатели проходимости, и «Охара» к тому же не плавает.

При создании нашей машины была поставлена задача: везти 2 тонны груза по глубокому снегу и болотам 2-й и 3-й категорий, переплывать водные преграды на обширных территориях ХМАО и ЯНАО.

Толчком к идее послужила аварийная ситуация на экспортном трубопроводе, которая возникла у предприятия «Салым-Петролеум». Работы по устранению аварийной ситуации, которая грозила экологической катастрофой, нужно было провести летом в болоте 3-й категории. Когда техника выдвинулась к месту, а пройти надо было всего лишь 10 км, 80% техники не дошло… Про эту героическую операцию снят фильм, который можно посмотреть в «Ютубе» — «салым петролеум 31 км».

На настоящий момент наш гидротрак — продукт гаражного творчества, но в котором реализованы перспективные идеи вездеходостроения. Тут можно позволить себе одно философское рассуждение на тему гаражей. Вот наше государство озадачилось идеей технопарков. Многие мои товарищи, наверно, помнят те времена из детства и юности, когда найдешь себе маленький уголок в квартирке, на балконе или ещё где-то, как-то пристроившись, что-то паяешь увлеченно, конструируешь и т. д. Жалко, что тогда не было гаража… А ведь «Макинтош», IBM — продукты так же гаражного творчества! Надо торопиться с технопарками…

Конструкции и технические характеристики гусеницы трактора 1930-х годов и гусеницы вездехода 1980-х годов почти не отличаются — это узел, собранный из тяжелых, шарнирно сочлененных между собой стальных звеньев. У такой гусеницы большая масса, она рассеивает много энергии, интенсивно изнашивается. В течение пятидесяти лет технический прогресс не влиял на изменение гусениц вездеходов, находящихся в серийном производстве в России. Поэтому укоренившееся в сознании многих ученых и конструкторов мнение о неперспективности гусеницы как движителя привело к тому, что в настоящее время специалисты сосредоточились в основном на совершенствовании конструкции тракторных колес.

В то же время, если посетить выставку сельхозтехники, можно обратить внимание на то, что 40% сельхозмашин представлены на гусеничном ходу. Правда, гусеницы современной конструкции резиновые, легкие. В нашей стране не производятся. Аграрии говорят о том, что современный гусеничный трактор сам платит зарплату механизатору, расход топлива на 30% меньше, так как меньше буксование!
У нас простая конструкция легкой гусеницы собственной разработки. Пришли мы к ней не сразу, было 5 неудачных попыток. Сейчас с этим у гидротрака все здорово! Давление на грунт — 0,06 кг/см2, это лучший показатель среди серийно выпускающихся машин! Для сравнения МТЛБ — 0,3 кг/см2, «Витязь» — 0,22 кг/см2!

Теперь о ещё одной идее, которая успешно реализована, — гидростатическая трансмиссия из российских комплектующих.Помощь и консультации в её создании нам оказывал Алексей Гринкевич, создатель известного вездехода «Тром 8».
Позволим немного отступить и пояснить, почему его помощь была для нас очень важна. Из-за инвестиционной ограниченности «нашего российского пирога» очень тяжело стало общаться с заводами-производителями различных деталей, трудно найти специалиста по гидравлике и в институтах…

Такое впечатление, что все сдано в аренду, а что не сдано — это ВПК или «идите вы в BOSH». Только спустя неделю общения появляется возможность достучаться до какого-нибудь дедушки, который стоял у истоков и который может обьяснить физический смысл шифра запчасти в каталоге! Реально есть подозрения, что на дедушке может все прерваться, а все менеджеры уйдут на курсы «как учиться бодаться и делать фото в Instagram».

И тем не менее, в чем суть и почему гидростатическая трансмиссия: cерийно выпускающиеся сегодня гусеничные вездеходы в нашей стране — разработки 50-х годов! Их несовершенная конструкция ступенчатых механизмов поворота с фрикционными элементами управления, работающими всухую и характеризующимися плохой управляемостью, растрачивает впустую энергию мотора! В этой машине едешь, и ассоциации в голову приходят: едешь на войну!

При таком способе поворота уменьшение скорости вращения ведущего колеса отстающего борта обеспечивается буксованием фрикционного элемента и рассеиванием энергии. Во всем диапазоне поворота КПД ступенчатого механизма изменяется от 1 до 0,65, то есть до 35% передаваемой энергии может рассеиваться в механизме поворота при нефиксированном радиусе поворота. Производители вынуждены ставить на свои машины огромные моторы с большей мощностью, с огромным расходом топлива!

Наша трансмиссия работает очень плавно и очень точно, позволяет с первых секунд двигаться мощно и плавно, не боясь заглохнуть, без рывков, позволяет бесступенчато изменять силу тяги в соответствии с изменениями сил сопротивления и плавно поворачивать машину без рассеивания энергии в механизмах поворота. Это решение позволило значительно повысить эксплуатационную эффективность и технический уровень.

Так как трансмиссия гидравлическая, то мы имеем полную свободу в планировке и предназначении гидротрака — это и различное навесное гидравлическое оборудование: буровая установка, фреза для рекультивации, отвал, экскаваторная навеска, электрогенератор и другое с высокой энергонасыщенностью!
Сочетание гидростатической трансмиссии, двухсекционной схемы машины и гусеницы из легких высокопрочных материалов с оптимальной площадью опорной поверхности позволяет говорить об уникальности гидротрака.

Также это сочетание обеспечивает экологическую совместимость системы «движитель — почва»! Снижено отрицательное влияние на почвенный покров и подрост лесотундры гусеничного движителя с малым давлением в сочетании с трансмиссией, обеспечивающей плавный бесступенчатый поворот машины.
Гидротрак не оставляет следа в тундре, лишь слегка примятые кустики, которые спустя день опять выпрямляются.

Представьте себе ситуацию, когда километров за 150 от дороги в условиях топких болот нужно проехать к ЛЭП или трубопроводу для текущего обслуживания или ремонта, по пути пересечь множество речек.

«МТЛБ» летом по болотам ХМАО и ЯНАО не едет, этим машинам даже запрещено выезжать до наступления устойчивых морозов. Вертолет? Очень дорого.

Мы хотели создать машину, которая будет выполнять подобную работу эффективней и надежней традиционных гусеничных машин. Гидротрак — машина с перспективными техническими решениями, позволяющая экономить деньги и беречь природу.


↑ Сейчас
Гидротрак - перспектива вездеходостроения

Комментарии к статье

Вот этим самодельным позорищем с видом посылочного ящика грозить шведу? Полагаю, внутри всё гармонично, примерно того-же уровня. Сначала лапти сними и руки помой, а потом грози соседу своим огородным пугалом. До чего же достали эти деревенские патриоты со своими агрессивно-дебильными лозунгами, типа «можем повторить»! Нихрена вы не можете, только гадить вдоль всего периметра забора радиоактивными изотопами. А справедливость моих утверждений лучше всего продемонстрирует банкротный финал всей затеи. Патриотизм- патриотизмом, а покупать себе говно и потом куковать зимой в канаве никто не захочет.
Олег
Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также

Финал "Бизнес-леди года 2019"

Сургут с нетерпением ждал фееричной развязки конкурса «Бизнес-леди года – 2019», ведь все участницы одним своим присутствием доказывают, что красота, ум, талант, смелость и лидерские качества совместимы в одной женщине. И вот - финал состоялся!

15 октября
Где в Сургуте научат говорить на иностранном

Заговори на английском! Или на немецком, французском, китайском... Начать можно со своего ребенка, там глядишь, и сами втянетесь в процесс. А мы прилагаем внушительный список мест, где можно это сделать.

15 октября
Центр Эстетической Медицины и Косметологии «NEW FACE» отметил первую годовщину

Коллектив Центра Эстетической Медицины и Косметологии «NEW FACE» в Сургуте отметил год со дня открытия, а это 874 довольных клиентов, более 300 дней любимой работы и ежедневный праздник красоты.

1 октября
Пластическая хирургия: бизнес как искусство

Пластическая хирургия — прибыльное направление современности. Бизнес, где клиент тщательно подходит к выбору врача или хирурга для дальнейшего взаимодействия с ним. И именно в частной медицине есть то, что позволит пациентам и врачам стать счастливее. Вести бизнес красиво, держать руку на пульсе и отслеживать новинки – с этой непростой задачей уже много лет справляется пластический хирург Севак Саакян.

27 сентября
ТОП детокс-туров от турфирмы "Валерия"

Детокс-туры - относительно новое, но очень популярное направление! Не путать с отдыхом, во время которого пьете зеленые коктейли, занимаетесь йогой и загораете на пляже. Не без этого, но, детокс-туры - это серьезный комплекс оздоровительных процедур, включающий в себя правильное питание (или лечебное голодание), массаж, физическую нагрузку, медитации, лекции по здоровому образу жизни и освоение новых привычек.

23 сентября
"Развивашки" для детей в Сургуте. Что, где, почем?

Родители бывают разные. Одни считают, что школа — это «зло», и она лишает ребенка творческой индивидуальности, другие просто перекладывают всю ответственность на педагогов. Мы же — за золотую середину. Поэтому ловите список полезных «допов», помогающих раскрыть ребячью индивидуальность.

12 сентября
Он - Булгаков

В Сургуте состоялась премьера первого иммерсивного спектакля в честь начала строительства нового жилого комплекса "Булгаков" от создателей квартала "Литератор".

28 мая
Талантливая сургутская писательница ищет мецената для публикации произведений

Людмиле Федоровой всего 21 год, но она умна и образована не по годам. Кто она? Она поэт, прозаик, немного историк, мыслитель, воцерковленный человек и просто девушка, мечтающая о чистой любви и об издании своих произведений.

18 сентября