16+
Найти
Например, стриптиз
Выбирай узнал, что…
Все новости


 

Танцующий дирижер

22 апреля 2014 года

Танцующий дирижер

Татьяна Санина – женщина, которая ежедневно тратит половину своего времени на то, чтобы наша культурная жизнь стала ещё ярче и насыщеннее! Все, кто видит её работу на сцене в качестве дирижера оркестра духовых инструментов «Сургут Экспресс-Бэнд», безоговорочно влюбляются в её образ, улыбку, драйв и… танцы прямо на сцене. Сегодня она поведала «Стольнику» откровенный рассказ о себе.
Дирижер на сцене – это уникальное состояние. Передо мной почти полсотни музыкантов с разными инструментами, разными характерами и темпераментами. А позади в это же время – сотни зрителей, которые ждут праздника. То есть я нахожусь в центре удивительного поля звуков, инструментов и взглядов всех людей в зале. Моя задача, с одной стороны, быть легкой, улыбающейся, сияющей, а с другой – профессионально и четко сплотить всех музыкантов в один гармоничный, стройный музыкальный поток. Это непросто.

Нужно не бояться перемен, открывать для себя новый круг общения, незнакомые места для встреч с друзьями и романтических свиданий! Здорово, что в Сургуте появились хорошие рестораны с качественным звуком, приезжают интересные команды. Хорошо, что светские мероприятия стремятся к высокой планке, в том числе к качественной музыкальной атмосфере. Но это скорее культура «для галочки», где стейк – основное блюдо, а эстетическое и музыкальное сопровождение – дополнительный приятный бонус. Сургут давно дорос до высшего уровня, где основное блюдо – это великолепная музыка, драйв музыкантов, яркое световое шоу, праздничные интерьеры и, конечно, сияющие глаза любимых людей и друзей рядом. А в антракте уже можно поделиться впечатлениями со знакомыми, которых непременно встретишь на наших концертах, выпить чашечку кофе в музыкальном кафе, блеснуть вечерним нарядом. Давайте вспомним, что именно такой вид досуга был в почете в России у царской семьи, у образованного дворянства, у самых блестящих светских дам и у всей знати, которая тянулась к этому высшему обществу. Люди знали толк не только в музыке и искусстве, но и в выборе места для «случайных» встреч с нужными людьми и непринужденном обсуждении государственных вопросов в театральной ложе.

Большинство зрителей покидают наши концерты счастливыми, радостными, с сияющими глазами – это очень важно для меня. Приятно, когда к нам приходят нарядные, красивые, праздничные гости. Но если кто-то спешил и прибежал на концерт прямо с работы, в чем-то повседневном – я все равно очень рада, ведь человек так стремился на это событие!

Обожаю «выгуливать свои наряды», и моя работа для этого идеально подходит! Это не столько женская шалость, сколько мой своеобразный вклад в зрелищность, яркость, «смотрибельность» наших музыкальных концертов. Для каждой программы стараюсь готовить новый образ, костюм. Помогает в этом моя команда: дизайнер одежды и стилист. Считаю, что у каждой женщины должна быть такая команда специалистов, которые помогают быть красивой, ухоженной. И, конечно, у каждой женщины должен быть «маршрутный лист», куда такую красоту носить! Мое первое концертное платье из черного бархата бережно хранится с 2000 года и вызывает самые теплые воспоминания.

Самое сложное – это не многочасовые репетиции, а вынашивание идеи концерта, подбор композиций, их выстраивание в программе. Ещё очень важно поймать удачный момент у публики, когда твоя идея попадет точно в «яблочко», вызовет душевный отклик у зрителя и слушателя.

Для выступления требуется очень много сил, энергии, эмоций. Поэтому до концерта я стремлюсь побыть в тишине, а после иногда приходится несколько дней приходить в себя. Было интересно увидеть за кулисами, как этот накал переносят наши зарубежные гости – зажигательные музыканты и дирижеры. Оказывается, у них это уже отточенная технология, они надевают и снимают этот драйв на выступлениях как концертный фрак. Я так не могу.

В феврале Сургут посетили музыканты легендарного оркестра Гленна Миллера. Я увидела потрясающую режиссуру этого музыкального спектакля и была поражена. У них срежиссирована и отрепетирована каждая музыкальная шутка, каждая улыбка, восторг и слезы зрителя. Высочайший профессионализм. Но они работают с одной и той же программой несколько лет по всему миру, а мы придумываем несколько новых уникальных проектов в год. Зато именно поэтому наш репертуар подходит к любому поводу, любой дате, любому зрителю. Мы с легкостью исполняем как рок-хиты и музыку из кинофильмов, так и классические музыкальные произведения, рассчитанные на симфонический оркестр, в котором в два раза больше музыкантов и инструментов, чем у нас (отличие симфонического оркестра от других оркестров – в отсутствии у последних струнной группы инструментов – прим. автора).

50 лет исполняется в этом году концертному оркестру духовых инструментов «Сургут Экспресс-Бэнд», дирижером которого я являюсь. Только подумайте, как давно и в каких условиях наши земляки уже стремились к музыке, к культуре! Даже градообразующие предприятия моложе самого первого сургутского музыкального коллектива. По этому поводу в ноябре мы подарим городу все самое лучшее из наших музыкальных программ. А у нас более тридцати разных по тематике концертов. Это будет очень волнительно и ответственно для меня и моих коллег.

Я хочу сделать концерты «Сургут Экспресс-Бэнда» ещё более зрелищными, яркими, запоминающимися! Понимаю, что массовая культура идет по пути экшена, развлекательного аттракциона. Невозможно это игнорировать, растет совсем другая аудитория. Мы с коллегами стараемся донести традиционную высокую музыкальную культуру до зрителя в популярной, яркой форме, при этом сохраняя наш формат. А это очень тонкая грань между искусством и мейнстримом.

Музыкальный и эстетический вкус у ребенка можно развить на посещениях концертов, мюзиклов или спектаклей. Ребенок, как никто другой, может испытывать бурную и непосредственную радость от множества блестящих и громких инструментов на сцене, игры прожекторов и цветных светофильтров, нарядных и улыбающихся людей в зале. Малыш или подросток начинает понимать смысл разделения одежды на повседневную, школьную, спортивную и «на концерт». Во время таких культурных походов ребенок получает наглядные уроки этикета и галантности: как себя вести на публике, как проходить между рядами сидящих зрителей, что такое «третий звонок», чем занять себя в антракте и т. д. А музыкальная школа для общего развития ребенка – это замечательно, но не всем нужна и подойдет музыкальная карьера.

Мой сын в шесть лет начал заниматься на ударных инструментах. Было бы странно, если бы я – музыкант в третьем поколении и учитель музыки – не привела его в музыкальную школу. Но уже через полгода мы оба поняли, что это было ошибкой. Сын с криком «Свобода!» перестал ходить на уроки музыки. Удивительно, но в восемь лет он уже сам снова пришел в музыкальную школу, сам выбрал духовой инструмент и начал заниматься. Мы, конечно, можем навязать ребенку то, что считаем нужным, но лучше, когда он сам осознанно придет к новым знаниям или навыкам. Когда ребенок находится в среде музыкантов или спортсменов, коллег родителей, или заводит друзей в другой стране, он проникает в эту атмосферу, ему интересно, детское любопытство стремится разобраться в этом и научиться новому.

Вдохновение для музыканта – это сама музыка, великие произведения! Ещё я черпаю силы в путешествиях – мы с сыном особенно любим бывать в Европе. В течение года я стараюсь хотя бы изредка успевать на выставки, спектакли. Очень ценю редкие мгновения покоя и тишины, они позволяют отстраниться от суеты и вернуться к своему истинному внутреннему настрою, звуку сердца, голосу души. Очень помогают найти этот верный спокойный ритм и очистить себя от лишнего стихи Пушкина. А сейчас меня захватил мистический сюжет книги «Инферно» Дэна Брауна – ух, как закручено! У моих родителей шикарная библиотека, какая была почти в каждой советской семье. Сейчас даже книжная полка есть не во всяком доме – это большое упущение.

Гостеприимный Сургут собирает гостей со всего мира, а мне с коллегами хочется на гастроли. Дирижеры Америки, Канады, Швеции, Греции, Вилли Токарев – легенда советской эстрады, Кристиан Линдберг – «Король тромбона», организаторы Фестиваля российского искусства в Каннах и многие другие – все были в восторге от работы с нашими музыкантами. Нам есть что показать, у нас масса интересных программ.

Публика встречает эпатаж Татьяны с восторгом. Например, в программе «Любовь и розы» (14 февраля 2014 года) Татьяна, как обычно, пританцовывая, прошлась по первому ряду зрителей с пышным букетом алых роз, раздаривая зрителям не только свою улыбку, но и шикарные цветы.

В программе «Богемская рапсодия» (2008 г.), составленной из репертуара всемирно известных рок-групп, Татьяна дирижировала в рокерской косухе и, – о, боже! – даже размахивала ею над головой в порыве драйва!

На концерте «Вальсирующий кот» на сцену с дирижерской палочкой вышел кот Максимилиан в маске и ушках, «до степени смешения» похожий на Татьяну Санину.

Это сейчас я, по отзывам зрителей, уверенно и непринужденно пританцовываю и порхаю по сцене во время концерта. Но к этой легкости был нелегкий и долгий путь.

Какая же мне ещё была уготована профессия, если папа меня, младенца, на все репетиции в сумке носил? Конечно, музыкант! Сначала фортепиано, потом барабаны, потом ударная установка. Сейчас я дирижер и преподаватель класса ударных инструментов в детской школе искусств имени Григория Кукуевицкого.

Рецепт харизмы и энергичности – в любимом деле! Это мне привет от темперамента родителей. Даже моя бабушка, которой уже 93 года, до сих пор отличается завидной энергичностью.

Текст: Ирина Логвиненко


↑ Сейчас
Танцующий дирижер
Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также

ТОП-5 интересных туристических направлений по России

Отдыхать никогда не рано и, если у вас выдалась неделька отпуска в марте, то почему бы не провести ее вдали от дома в одном из удивительных уголков России

2 марта 2023 года